Корпоративная социальная ответственность (КСО)
Корпоративная социальная ответственность (КСО) — реализация интересов компании (корпорации) посредством обеспечения социального развития ее коллектива и активного участия компании в развитии общества.
Понятие КСО включает:
· ответственность организации перед партнерами;
· социальные аспекты взаимодействия с поставщиками и покупателями продукции и услуг;
· корпоративное развитие — проведение реструктуризации и организационных изменений с участием представителей высшего менеджмента компаний, персонала и общественных организаций;
· здоровье и безопасность персонала на рабочем месте;
· ответственную политику в отношении работников, управление развитием персонала;
· экологическую ответственность, экологическую политику и использование природных ресурсов;
· взаимодействие с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем;
· ответственность организации перед обществом в целом.
Корпоративная социальная ответственность в отличие от правовой подразумевает определенный уровень добровольного стремления выделять финансовые и материальные ресурсы на решение социальных проблем со стороны менеджмента организации. Это стремление имеет место, но отношению к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же сверх этих требований.
Найти универсальное определение социального предпринимательства столь же сложно, как и определение предпринимательства. Очевидно, что различия в трактовке второго приводят к различным определениям первого. Пожалуй, самое старое и наиболее часто цитируемое определение принадлежит Дизу и приведено в его эпохальной работе «Значение термина „социальное предпринимательство“» . По его утверждению, социальные предприниматели играют роль агентов изменений в социальном секторе за счет:
• принятия миссии, направленной на создание и поддержание социальной ценности (а не только ценности для индивидуума);
• выявления и неустанной реализации новых возможностей, связанных с этой миссией;
• участия в процессе постоянных инноваций, адаптации и обучения;
• смелых действий, не ограниченных имеющимися на руках ресурсами;
• обостренного чувства ответственности за судьбу социальных групп, для которых он работает, и за результат своей деятельности.
С точки зрения Диза, социальное предпринимательство — это применение лучших практик традиционного предпринимательства для реализации социальной миссии или цели. Он считает, что социальное предпринимательство может сделать некоммерческие организации менее бюрократичными. Определение социальных предпринимателей, данное Джерром Боши, усиливает эту идею: «социальные предприниматели — это руководители, которые уделяют все больше внимания реалиям рынка, не упуская при этом из виду свою основную миссию. Они способны создать баланс между моральными императивами и жаждой прибыли — и этот процесс представляет собой сердце и душу всего социального движения».
В самом общем виде благотворительность — оказание безвозмездной помощи. По определению Д. Берлингема, это «деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распространяются их обладателями в целях содействия нуждающимся (в широком смысле слова) людям для решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни».
Под понятие благотворительности сегодня попадают и пожертвования, и спонсорство, и меценатство, и социальная ответственность, и социальные инвестиции, и даже в большей своей части частно-государственное партнерство.