Добровольцы приняли участие в образовательной программе проекта «Архитектурный Путеводитель»

  • Опубликовано: 05 марта 2018
Волонтеры и добровольцы, Культура
В литературном музее города Курска 24 февраля собрались добровольцы, чтобы научиться составлять экскурсионные программы и проводить благотворительные экскурсии по историческому наследию Курского края.

В литературном музее города Курска 24 февраля собрались добровольцы, чтобы научиться составлять экскурсионные программы и проводить благотворительные экскурсии по историческому наследию Курского края. Возможность получить полезные навыки организована КРОО «Культурно-просветительское общество «Возрождение» в рамках проекта «Архитектурный Путеводитель», который реализуется уже второй год.

Участников образовательной программы поприветствовал председатель организации Звягин Иван Михайлович, рассказав будущим волонтёрам-экскурсоводам что просвещение населения об архитектурно-историческом наследии является важной миссией и способствует сохранению исторических знаний через привлечение населения к их значимости.

Об истоках проекта рассказала координатор проекта «Дорога к храму» Елисеева Екатерина Николаевна. Проект «Дорога к храму» был реализован ранее чем «Архитектурный Путеводитель» и был направлен на просвещение об архитектурном наследии культовых сооружений. Так, волонтёры проекта посещали храм Знамения Пресвятой богородицы в село Колодное с экскурсиями и уборкой территории, проводили экскурсии по старинным храмам города, выезжали в архиерейское подворье Святителя Луки в Фатеже и помогали с уборкой территории, участвовали в работе молодёжного отдела Курской православной епархии. В последствии, руководство КРОО КПО «Возрождение» решило расширить проект и включить помимо культовых сооружений ещё поместья, исторические городские постройки и воинские монументы.

Координатор проекта Олейников Даниил Олегович и специалист по методической работе Мезенцева Людмила Александровна рассказали об успехах проекта, о том какие удалось провести экскурсионные программы в прошлом году, познакомили присутствующих с планом работы и пригласили продолжать сотрудничество в качестве добровольцев проекта.

Для участников образовательной программы была представлена также фундаментальная лекция «Город и его история», которую провела Тарасова Марина Сергеевна, старший научный сотрудник Картинной галереи им А. А. Дейнеки. В рамках этой лекции обсуждались актуальные, интересные и оригинальные темы.

Марина Сергеевна провела мысль слушателей от древнешумерских построек из глиняного кирпича, до египетских пирамид из песчаника, от примитивного неолитического устройства поселения, до римской науки градостроительства, завершив мысль смешением несовместимых стилей в современной среде города Курска и потерей идентичности.

Основой стало обсуждение стало устройство градообразования и архитектурного образа как естественной базы градообразования. Лектор очень тонко определила саму суть развития архитектурного образа из столетия в столетие, как преобразовывались города, как жили цивилизации и как по сооружениям тех времен идентифицировался тот самый архитектурный образ.

Почему спустя века наш современник без труда назовет страну в которой возвышаются Пирамиды, где на земле самый большой Амфитеатр?  Потому что люди ценят историю места и его особенность, ведь архитектура это что родилось в одно время с человеком, в начале только с функциональной точки зрения, позже уже с символической.

Наблюдая за архитектурным образом мы видим развитие самих себя, к чему пришло общество.

Обсуждая такую актуальную тему естественно напрашиваются мысли: а что у нас? Где та идентификация архитектурного образа городов с тысячелетней историей? Где то, что будет дорого поколениям растущим в этих городах?

Марина Сергеевна также показала присутствующим виды Курска прошлых столетий. В них чётко угадывался город, считывалась его идентичность. Слушатели узнали о понятии skyline — «небесный контур», который в современном городе утерян: если смотреть на горизонт, то уже не увидишь монументальные архитектурные точки вроде Знаменского собора и Сергиево-Казанского, так как их скрывают многоэтажки.

По мнению Марины Сергеевны, вернуть идентичность городу уже слишком сложно, но можно выстроить современную. Для этого нужно приглашать знаковых, знаменитых архитекторов, которые оставят свои знаменитые произведения в формате общественно-значимых построек. С точки зрения лектора это может быть музей, театр, храм, так как мемориальная архитектура наиболее значима для людей во все времена. В качестве примера она привела эффект «Бильбао», когда после строительства необычного по форме музея современного искусства по проекту Фрэнка Гери в городе Бильбао в Стране Басков (Испания) преобразовался целый город. Строительство одной знаковой постройки даёт толчок инфраструктуре, например, гостиницы, дороги, проспекты и т.д.

В лекции Марины Сергеевны Тарасовой весьма остро обозначена проблематика современного века, века новых технологий и немыслимой архитектуры, о сохранении настоящей личности городов с богатой историей.

Следующим лектором выступила Инна Владимировна Очкасова, младший научный сотрудник отдела научно-просветительской и выставочной работы Краеведческого музея г. Курска, которая рассказала о методических приём показа и рассказа.

Приемы показа, куда входят приемы, организующие наблюдение (изучение, исследование) объектов и позволяющие выделить объект из окружающей среды, из целого; приемы, задача которых, опираясь на воображение экскурсантов, сделать зримыми изменения во внешнем облике объекта; приемы, которые дают возможность увидеть объекты в нужном виде, построенные на движении — приближении экскурсионной группы к объекту, удалении от него, движении вдоль него.

Приемы рассказа — это приемы, построенные на пояснении объекта, описании его внутреннего вида и вызывающие у экскурсантов зрительные ассоциации, а также приемы репортажа, которые дают возможность понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и т. д.

После изучения различных техник из арсенала методической работы экскурсовода, один из участников программы Серафим Локтионов попробовал провести экскурсию по выставке живописи литературного музея. Инна Владимировна дала несколько рекомендаций по итогам: стоять на одном месте и передвигать только руку; начинать с фактических данных, а рассказывать детали и личные впечатления уже после.

В перерыве участники образовательной программы познакомились с удивительной экспозицией музея курского соловья, на которой были представлены различные экспонаты, связанные с этим символом Курской области.

По итогам дня каждый участник получил задачу составить экскурсионную программу по одному из объектов архитектурного наследия города Курска. Структуру программы рассказала Людмила Александровна, в неё должны будут войти карточка объекта, описание архитектуры фасада и малых форм, внутреннего убранства, и текстовое описание хода экскурсии. Участникам предстоит провести презентацию и доказать на турнире экскурсионных программ, что их разработка благотворительной экскурсии является самой лучшей.