Логопед Людмила Феррои: моя цель — наладить диалог между родителем и ребенком
- Опубликовано: 30 мая 2020
- 30 мая 2020
- Москва
- Благотворительный фонд "Волонтеры в помощь детям-сиротам"
Людмила Мамедовна Феррои — логопед-дефектолог, сотрудник информационного центра «Дети в семье» в благотворительном фонде «Волонтеры в помощь детям-сиротам».
Основная ее специализация — помощь детям с нарушениями развития и речи, аутизмом и РАС. Среди ее методов — выявления речевых нарушений и техники, которые были разработаны в прикладном анализе поведения, также она владеет системой альтернативной коммуникации с помощью карточек и системой аудио-вокальных тренировок.
Переход на онлайн-формат отразился на работе специалиста, но не приостановил деятельность — пришлось подстраиваться под сложившуюся ситуацию, так как дистанционное обучение имеет свои особенности, и специалист рассчитывает, что в дальнейшем работа продолжится с традиционным очным контактом.
Тем не менее, Людмила Мамедовна отмечает положительную динамику в работе:
— Переход в онлайн произошел достаточно легко. До этого у меня был опыт работы с детьми по скайпу, если они жили в других регионах. В основном это было по электронной почте: я давала задания, а они присылали мне выполненные задания, — рассказывает она.
Благодаря активной работе родителей удалось не только не приостановить работу, но и улучшить результаты. И если в начале карантина родители проявляли повышенную тревожность, то в процессе работы стали очень активно включаться, внимательнее выполнять задания и, что самое важное, больше и качественнее проводить время с детьми.
— Их поддержка была как крылья для полета, — делится специалист.
В корне менялось поведение родителей и детей. Цель Людмилы Мамедовны — научить родителей наблюдать за детьми и за собой во время работы.
По ее словам, если бы они ходили на очные занятия, то вряд ли бы успели столько сделать, сколько успели сделать во время самоизоляции.
Ведь при грамотной поддержке специалиста родитель может стать мощным ресурсом для реабилитации своего ребенка в режиме 24/7, проводя ее в повседневной жизни, и ни один курс со специалистом не сможет этого заменить.
Людмила Феррои занимается с детьми на постоянной основе. В ее практике нет такого, что ребенок проработал 10 занятий и ушел — каждая история индивидуальна и работа ведется до тех пор, пока в этом есть необходимость. Основной принцип в работе — это совместный труд, не только один на один с ребенком, но и с родителями:
— У меня не бывает так, чтобы родители сидели в коридоре. Если вы пришли за помощью — будьте добры принять эту помощь. А модель, которую я демонстрирую на занятиях, повторять у себя дома, — говорит Людмила Мамедовна.
Чаще всего родители обращаются за помощью в тех случаях, когда у ребенка низкая мотивация к обучению или к взаимодействию, то есть он вообще не замечает людей, у него может не быть речи, нарушено умение читать и писать, он не находит коммуникацию с другими детьми в школе, проявляет необоснованную агрессию.
— Я обращаю внимание в первую очередь на поведение и на речь ребенка, так как это две параллели, то, что помогает ребенку входить в социум: умение приветствовать, увидеть собеседника, посмотреть ему в глаза, согласиться или не согласиться с ним, принять просьбу другого человека, — рассказывает Людмила.
Например, родители озвучивают следующие жалобы: ребенок кусается, облизывает предметы, громко кричит, все время плачет. Ребенок может все время сосать пальцы или игрушки, не умеет играть, щипает и царапает, а на запреты не реагирует. Это все и есть сенсорные нарушения, с которыми работает специалист и которые являются помехой в развитии для ребенка.
Проблемы такого характера могут быть не только у приемных детей, с ними может столкнуться любая семья. Особое искусство — восхищаться и правильно давать похвалу:
— Многие дети не умеют ждать, похвала должна быть сразу и должен очень быстро предоставляться мотивационный стимул. Если на доли секунды ты его задержал, начинается аутоагрессия или агрессия на человека, с которым он взаимодействует. В итоге ребенок либо уходит, либо теряет интерес.
В своей работе Людмила использует определенный алгоритм: когда семья приходит за помощью, первым делом она просит родителей позвать ребенка. Именно это на начальном этапе и позволяет провести диагностику. Все выполняют это, казалось бы, простое задание, совершенно по-разному. Специалист смотрит на тембр голоса, интонации, а также реакцию после того, как ребенок подошел:
Если мама может позвать и обнять своего ребенка, то мне сразу становится видно, что в этом случае над проблемой контакта работать не надо.
— Я смотрю на родительский голос, на позу и на то, как она дотрагивается до ребенка, как она дает ему подсказку. Вот, например, разбросанные игрушки. Я ничего не говорю. Мама говорит: «Быстро убери игрушки!» А сама стоит и ничего не делает. Значит, мама не знает, как облегчить жизнь ребенку.
Людмила учит родителей создавать комфортные условия для ребенка. Ведь взрослому несложно собрать все игрушки, оставить последнюю и сказать «молодец», когда ребенок ее поднял, то есть тут же его похвалить. В итоге ребенок в хорошем эмоциональном состоянии уходит домой. Но прислушаться к тому, чего хочет ребенок, может далеко не каждый родитель. Родительский голос, интонационные конструкции — это очень важно. От интонации зависит умение передать информацию тому, кто слушает. Важно и умение слушать.
— Часто семьи, которые ко мне обращаются, своего ребенка не слышат. Те родители, которые часто делают замечания своему ребенку, не слышат ребенка. И моя цель наладить диалог. Есть модель: «я взрослый, я имею право требовать, а ребенок должен это выполнять». И над этим мы работаем — ребенок ничего не должен!
Людмила рассказала об очень интересном и показательном случае в своей практике, который произошел именно во время самоизоляции. К ней за помощью обратилась семья, где родители взяли приемного ребенка в возрасте 10 месяцев. Спустя время родители стали замечать проблемы — малыш был с нарушениями развития и стал уходить в себя. Но главной проблемой стало то, что у папы опустились руки, и это никак не способствовало улучшению ситуации.
— После знакомства с семьей и ребенком в частности мне стало понятно, что малыш очень перспективный, на нем нельзя ставить крест, но нужно работать! — отмечает специалист. До самоизоляции Людмила провела 4 встречи, где была обозначена главная цель — работа с родителями в интересах ребенка.
— Понаблюдав за семьей, я заметила, что вопрос как вызвать речь, не стоит. Проблема была именно в потерянности папы. Мне пришлось проводить работу, которая помогла объединить семью, чтобы папа поверил в возможности ребенка.
После первого тестирования стало ясно, что мешает в продвижении вперед. Основной целью стало подчеркивать сильные стороны ребенка, давать похвалу родителям за выполненные задачи. Их было немало: папе, маме, бабушке и прабабушке пришлось учиться работать над позами, контролировать свои проявления, учиться видеть ребенка и себя со стороны. Был составлен план по имитации, по пищевому поведению, расписаны чек-листы. Благодаря сплоченной работе дома удалось сделать огромный прорыв: папа полностью включился в работу, а все члены семьи увидели, что они хорошие родители. Они научились вовремя давать жестовые подсказки ребенку, сопровождать просьбы жестом, стали родителями-партнерами.
— Самый высокий результат был у прабабушки. У папы отлично получалось отрабатывать принцип прямой-обратной последовательности. Например, когда ребенок начинает разбрасывать предметы, папа подходит к игре, начинает убирать игрушки, просит положить в баночку последнюю, тем самым учит ребенка функционально играть с игрушкой. У мамы лучше всего получались объятия, — описывает ситуацию логопед.
Итог не заставил себя ждать: ребенок заговорил!
Главное, отмечает Людмила Мамедовна, это дать возможность родителям проявить свою активную позицию:
— Я не буду давить ни на ребенка, ни на взрослых. Мне нужно помочь всем!